Рулевая рейка, доставляет немало хлопот владельцам переднеприводных ВАЗов, часто увеличенные люфты в ней, является источником постоянных стуков и плохой управляемости автомобиля. Типичными неисправностями рулевой рейки без гидроусилителя, на автомобилях ВАЗ (2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112,2113,2114,2115, Калина, Приора), являются:
- стук при движении (в основном с правой стороны);
- увеличенный люфт рулевого колеса (как следствие, виляние автомобиля на скорости, невозможность выставить «развал – схождение», увод автомобиля в сторону);
- «закусывание» рулевого вала (трудности с управлением, вероятность заклинивания руля на ходу);
- износ внутренних частей рейки и так далее;
Существует несколько вариантов исправления проблемы с рулевой рейки:
- регулировка;
- замена ремонтного комплекта;
- замена целиком всего узла;
Регулировка позволяет устранить люфты, и на некоторое время восстановить работоспособность рейки. При сильном износе внутренних валов, регулировка не может убрать люфты («тугой руль»), и необходимо поменять рем комплект. Целиком, рулевую рейку, обычно меняют при деформации или нарушении целостности корпуса.
Снятие рулевой рейки
Для того чтобы извлечь рейку, необходимо:
- поднять перед и снять колеса;
- открутить и снять рулевые наконечники;
- отсоединить рулевой вал в салоне;
- открутить крепление рулевой рейки и вывести ее в сторону;
Разборка
Для разборки рулевой, понадобятся «спец ключи» (они же используются для регулировки).
Начинать необходимо со следующего:
- снять рулевые тяги (предварительно пометив или запомнив сторону);
- снять резиновый пыльник и резиновый наконечник;
- открутить регулировочную и упорную втулки и вытащить валы;
- извлечь пластиковую втулку, изнутри корпуса;
- очистить валы, детали и корпус от смазки и грязи;
Ремонт
После разбора и очистки, необходимо произвести «дефектовку» деталей, и определить степень замены:
— визуально осматривается корпус. На предмет сколов, трещин и так далее;
— осмотр валов на заусенцы, износ, царапины и тому подобное;
— проверка подшипников;
После того как определятся дефектные детали, можно начинать сборку:
— запрессовывается новая пластиковая втулка;
— запрессовываются новые подшипники;
— вставляются и собираются валы;
— обильно смазываются подходящей смазкой (литол, фиол, униол)
— производится предварительная регулировка (регулировочная втулка затягивается до упора, затем ослабляется до того момента, как вал можно будет провернуть рукой);
— одеть и закрепить резиновый пыльник (желательно использовать новый);
— установить рулевые тяги с наконечниками, не затягивая их;
Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109 (Видео):
Установка
При установке рулевой рейки, необходимо помнить о таких условиях:
- когда устанавливается рулевая колонка, рулевое колесо должно быть по центру, и иметь равное количество оборотов в одну и в другую сторону (допускается небольшие отклонения, они будут исправлены на стенде «развал — схождения»);
- прикрутить рейку к кузову;
- вставить и затянуть рулевые наконечники;
- надеть колеса и опустить автомобиль;
- стабилизировать подвеску и затянуть рулевые тяги на сайлентблоков;
Проверка и регулировка
После установки, рейку, необходимо окончательно отрегулировать. Не должно быть вертикального люфта, в рулевой рейке, при проверке рулевых тяг. Люфт на рулевом колесе, должен быть в пределах нормы (прим. 15 град). Руль должен вращаться легко, без закусываний, с равным количеством витков в обои стороны. При движении и повороте, рулевое колесо должно само возвратится в исходное положение, без помощи водителя.
Следующая регулировка должна быть на первых 500 – 800 км пробега, после ремонта.
Еще, после ремонта, необходимо проверить и отрегулировать углы установки колес. P.S Если у вас не получилось самостоятельно отремонтировать рулевую рейку, то обратитесь за помощью к профессиональному автосервису.