Радиатор печки — это важный компонент системы отопления и кондиционирования воздуха автомобиля. Он отвечает за теплообмен между двигателем и салоном машины. Если радиатор печки забился, это может привести к снижению эффективности отопления и кондиционирования воздуха, а также к перегреву двигателя. В этой статье мы рассмотрим, как и чем промыть радиатор печки, не снимая его с машины.
Причины засоров радиатора отопителя
Система охлаждения силового агрегата герметична, а используемый в ней антифриз рассчитан не только на температурную устойчивость в мороз и при рабочем нагреве, но и на защиту от коррозии и образования осадков. Если не нарушать все требования по эксплуатации, то проблемы засорения не будет.
На появление грязевых пробок влияют два фактора. Первый состоит в игнорировании штатных сроков регламентной замены охлаждающей жидкости. Их величина точно определена конструкторами и зависит от качества используемого антифриза. Обычные составы меняются раз в два года, специальные типа LongLife служат до пяти лет. Но не более.
Со временем вещества, входящие в состав автомобильных антифризов, начинают разлагаться, это относится как к основе, так и к присадочному пакету. Получившиеся продукты реакции могут иметь вязкую или твёрдую структуру, в любом случае они способны наглухо перекрыть тонкие трубки радиаторных сот.
Ещё быстрее всё произойдёт, если применять воду или некачественные незамерзающие жидкости. К грязи добавятся продукты быстрой коррозии металлических деталей. После такого замена радиаторов будет наименьшим из полученных зол. Выйдет из строя вся система, мотор будет перегреваться в самых безобидных условиях.
Что потребуется для промывки
При небольших и вовремя замеченных засорениях радиатор удаётся промыть, после чего он будет нормально служить, если не повторять ошибки эксплуатации.
Из материалов и оборудования надо иметь не так уж и много:
- моющая жидкость в виде раствора на дистиллированной воде;
- насосная установка в ведре, состоящая, например, из автомобильной электрической помпы;
- аккумулятор или зарядное устройство для питания насоса;
- фильтр, шланги, переходники и хомуты;
- электрический нагреватель типа кипятильника и термометр;
- емкость для слива грязной жидкости.
Всё это соединяется несложным инструментом в промывочную установку.
Какие составы используются
Для промывки используются составы с щелочной или кислотной реакцией, а также нейтральные моющие средства поверхностно-активного действия.
Кислоты применяются слабые, иначе легко можно повредить тонкие алюминиевые трубки радиатора. Обычно это растворы концентрации 5-10 процентов лимонной или молочной кислоты.
Щелочь также не должна быть концентрированной, если это содовый раствор, то ни в коем случае не на основе каустика. Однако она эффективна по жировым составляющим отложений.
Неплохо справляются и бытовые моющие вещества, ими можно дополнить промывку со сменой рабочего раствора.
Порядок промывки
В первую очередь надо слить и утилизировать антифриз, он уже грязный и не пригоден к дальнейшему использованию. Даже если его недавно залили.
Затем к патрубкам печки, обычно под капотом, надо подключить шланги промывочной установки, сняв предварительно штатные. Необходимо предусмотреть их переключение для прямой и реверсной промывки.
Дальнейшие процедуры зависят от усердия промывающего, степени загрязнённости и количества моющих составов разного назначения. Пробуются все варианты, прямые и обратные, щёлочь, кислота и ПАВ, пока во всех случаях вытекающая жидкость не будет чистой. Раствор обязательно нагревается для повышения эффективности работы активных веществ.
В конце промывается система охлаждения, через всё пропускается чистая дистиллированная вода, восстанавливаются штатные соединения, и система заполняется новым положенным антифризом.
Заправка и восстановление системы охлаждения
Самое важное – удалить воздушные пробки. На разных двигателях эти процедуры отличаются, где-то вообще не нужны. Общий принцип – обеспечить выход воздуха в верхней точке системы, сняв там шланг или открыв предусмотренный конструкцией вентиль.
После пуска двигателя и пробных поездок уровень проверяется и восстанавливается до нормы. Первые недели эксплуатации это правило надо соблюдать ежедневно, пробки могут выходить постепенно, а в промытой системе иногда возникают ранее забитые грязью неплотности.
Профилактика новых загрязнений
Залогом чистоты будет регулярная и своевременная замена антифриза без экономии на его бренде и свойствах. Очень желательно с промывкой. Ухоженная система охлаждения и отопления проблем никогда не представит до полного исчерпания ресурса радиаторов и шлангов.
Отопитель салона автомобиля включён в общую схему охлаждения мотора. Отсюда и важность быстрого и правильного решения проблемы, перегрев двигателя для него смертельно опасен. Надеяться потерпеть до лета с плохо работающей печкой категорически нельзя, речь идёт уже не о комфорте пассажиров, хотя и это очень важно. В лучшем случае всё приведёт к капитальному ремонту, а в текущих сложных условиях скорее всего придётся менять мотор в сборе.