Современный автомобильный рынок разнообразен и многогранен. Все автомобили давно стали различаться не только по типу двигателя, сцепления, но и по устройству трансмиссии. Наиболее распространённой является механическая КПП, но с ней тесно конкурирует «автомат».
Можно услышать от автолюбителей различные доводы о том, какая коробка переключения скоростей лучше, какие преимущества и недостатки каждой из них. А вот если создать идеальный симбиоз двух КПП? Взять из «механики» и «автомата» самое лучшее и создать автомобиль с совершенной трансмиссией. До недавних пор это считалось нереальным.
История создания КПП с двойным сцеплением
Первые мысли о том, как создать непрерывную связь двигателя автомобиля и трансмиссии, посетили Адольфа Кегресса в далёком 1939 году. Но из-за отсутствия денежных средств, изобретение не получило своего воплощения в реальность, а осталось на бумаге. С развитием автоспорта, когда гоночному болиду необходимо быстро переключать передачи без утраты мощности и связи с колёсами, инженерам немецких автомобилестроительных компаний пришлось подымать архивы. Найти и усовершенствовать разработку Кегресса.
Боевое крещение коробка передач с двойным сцеплением прошла на знаменитой гонке в Монце. Porshe 962, оснащённый этой КПП не оставил шансов конкурентам. Время на переключение скоростей занимало десятые доли секунды. И это без потери мощности.
Устройство коробки
Если разобрать эту КПП и посмотреть на её устройство, то сразу можно заметить, что коробка с двойным сцеплением состоит из двух классических «механик». Двойной вал является главным рабочим органом устройства. Собственно, почему коробка называется с двойным сцеплением? Всё потому, что в ней одно сцепление передаёт крутящий момент на первый (внешний) вал, а второе передаёт энергию на внутренний вал. Внешний вал отвечает за четные передачи, а внутренний за нечетные. Но педаль сцепления отсутствует, а управляет механизм электроникой и гидравликой, как в АКПП.
Всё это позволяет комфортно и плавно переключать передачи, без рывков и затруднений. При этом не происходит потери мощности и обеспечивается непрерывная связь с двигателем. Есть некоторая схожесть с автоматической КПП, но двойное сцепление работает без гидротрансформатора. Всю кропотливую работу выполняет «мокрый» многодисковый механизм.
Принцип работы КПП
Переключение скоростей осуществляется путём интуитивного определения электроникой различных факторов, а именно:
- Определяется положение акселератора. На основании этого электроника делает вывод, что происходит ускорение или торможение;
- Определяется скорость вращения колёс автомобиля;
- Количество оборотов трансмиссионных валов.
Всё это можно объяснить следующим образом: как только автомобиль начал движение на первой передаче, система подготавливает следующую. Первое сцепление размыкается, что вынуждает второе замкнуться. Есть момент в работе КП, когда оба механизма оказываются в замкнутом положении, но это занимает всего лишь сотые доли секунды. За это время потери крутящего момента не происходит.
В видео показан принцип работы коробки передач с двойным сцеплением (DSG):
Это создаёт динамически идеальное движение автомобиля. Наиболее популярной коробкой передач с двойным сцепление сегодня считается устройство от BorgWarner. Компания тесно сотрудничает с автомобильным гигантом Volkswagen. Такой коробкой переключения передач с двойным сцеплением оснащают престижные автомобили. Самой экологически чистой считается разработка от компании Getrag, их трансмиссии способствуют выбросу в атмосферу мизерного количества углекислого газа.
Достоинства и недостатки
По мнению многих автомобильных экспертов, автомобили оснащенные коробками с двойным сцеплением в скором времени выйдут на новый уровень и займут уверенные позиции на рынке. Так как подобные трансмиссии отличаются:
- Плавностью хода, динамичность, постоянной связью с двигателем;
- Повышенной экономией топлива;
- Переключением передач в двух режимах: ручной или автомат;
- Нет необходимости в перегазовке, двойном выжиме.
Все эти преимущества стали действенным решением многих проблем для гоночных автомобилей, где цена времени слишком высока. Но для автомобилей общего пользования, кроме достоинств, такое устройство переключения скоростей принесёт некоторые трудности для владельца, за счет:
- Сложности механизма;
- Дорогостоящего обслуживания и ремонта;
- Отсутствие специализированных сервисов.
Механизм очень сложный в своей конструкции. К тому же КПП не получила глобального распространения в России, следовательно, найти понимающего специалиста сегодня, который смог бы провести качественный ремонт механизма, очень сложно. Но, в будущем, скорее всего, ситуация изменится кардинально.