Появление в производстве АвтоВАЗа семейства «Samara» (изначально «Спутник»), для отечественного автомобилестроения того времени было настоящим прорывом. Дебютировавший в 1984 году трёхдверный хэтчбек ВАЗ-2108, произвёл настоящий фурор среди советских автолюбителей. Стильный дизайн, передовые технологии при производстве, незаурядные ходовые качества – всё это привело к оглушительному успеху. И это несмотря на то, что кузов трёхдверного хэтчбека явно не соответствовал утилитарным предпочтениям автолюбителей того времени. Новая модель получила огромную популярность, а её дизайн за характерный силуэт даже получил собственное прозвище – «зубило».
В 1987 году в свет вышла модель 2109 – пятидверный хэтчбэк на базе «восьмёрки». При сохранении всех своих достоинств и фишек она больше подходила но роль семейного авто. Это только закрепило успех. В дальнейшем, семейство пополнилось и четырёхдверным седаном. С незначительными изменениями первое поколение продержалось на конвейере до 2004 года.
Второе поколение семейства «Самара-2», по сути, является рестайлингом моделей первого поколения. Была переработана передняя часть кузова, изменена светотехника и некоторые визуальные элементы оформления экстерьера. Интерьер также получил изменения в виде новой панели (так называемая «евро-панель»), а также доработки некоторых элементов.
- Линейка силовых агрегатов ВАЗ-2114 (Samara-2)
- Двигатель 2111 (1.5 л., 8 клапанов)
- Характерные проблемы
- Другие встречающиеся неисправности этого двигателя
- Двигатель 21114/11183 (1.6 л. 8 кл.)
- Двигатель 21124 (1.6 л., 16 клапанов)
- Двигатель 21126 «Приора» (1.6 л., 16 кл.)
- Характерные неисправности
- Отзывы владельцев
- Максим. Lada 2114 1.6 л. 8 кл., 2010 г.в. 180 000 км
- Андрей. Lada 2114 1.6 л. 8 кл., 2008 г.в., 150 000 км
- Николай. Lada 2114 1.5 л. 8 кл., 2006 г.в., 120 00 км
- Анатолий. Lada 2114 1.6 л. 16 кл. (89 л.с.), 2007 г.в. 135 00 км
Линейка силовых агрегатов ВАЗ-2114 (Samara-2)
За время выпуска, на модели семейства «Самара-2» устанавливались различные модификации моторов, уже известных по другим моделям производителя. Наиболее широкий выбор предлагала модель 2114 — наследница легендарной «девятки» ВАЗ-2109.
Все моторы, которыми комплектовалась «четырнадцатая», представляют собой рядные атмосферные четвёрки. Карбюраторная система питания постепенно уходила в прошлое, поэтому рестайлинговая наследница «девятки» встречается исключительно в инжекторных вариантах. Это позволило осовременить двигатели и вписываться в экологические нормы.
- 1.5 л. 8 кл. (77 л.с.) – индекс 2111;
- 1.6 л. 8 кл. (81 л.с.) – индекс 21114/11183;
- 1.6 л. 16 кл. (89 л.с.) – индекс 21124;
- 1.6 л. 16 кл. (98 л.с.) – индекс 21126.
Двигатель 2111 (1.5 л., 8 клапанов)
По своей сути, двигатель является переработанной модификацией хорошо знакомого агрегата 21083, который появился ещё на легендарной «восьмёрке». Переработки коснулись, прежде всего, системы питания. Вместо карбюраторной системы мотор стал оснащаться инжекторной. Изменения получили также конструкция шатуна и распределительный вал. Всё это позволило улучшить показатели технических характеристик. Возросли мощность и крутящий момент. Кроме того, двигатель стал соответствовать экологическим нормам Евро-2.
Газораспределительный механизм с верхним расположением распредвала и ременным приводом. Его приятной особенностью является то, что при обрыве ремня клапана не подвержены повреждениям.
Характерные проблемы
Плавающие обороты на холостом ходу чаще всего возникают по причинам неисправности таких компонентов:
- Регулятор холостого хода;
- Датчик положения дроссельной заслонки;
- Вакуумный усилитель.
Если к имеющимся симптомам добавляется то, что двигатель глохнет на ходу, то также следует обратить внимание на состояние датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).
Если двигатель стал неровно работать и «троить», то прежде всего следует обратить внимание на показатели компрессии. Заметно меньшая компрессия в одном из цилиндров, скорее всего, свидетельствует о прогоревшем клапане. Если же разброс невелик или имеется в нескольких цилиндрах, то следует проверить зазоры клапанов. Большая вероятность, что они требуют регулировки. Подобный симптом может свидетельствовать и о проблемах с прокладкой между ГБЦ и блоком цилиндров. Однако, даже если таких симптомов не наблюдается – не стоит забывать о регулярной проверке тепловых зазоров клапанов, а также их регулировке. Производитель рекомендует выполнять такую проверку каждые 20 тыс. км. В случае если с компрессией всё в порядке, но имеются подобные симптомы – необходимо проверить модуль зажигания.
Частенько спутниками этого мотора становятся шумы и стуки. Всё это может быть причиной неотрегулированных клапанов. При появлении увеличивающегося громкого глухого металлического звука при нажатии педали газа, скорей всего потребуется ремонт двигателя. Основных причин такого симптома несколько:
- Стук коренных подшипников;
- Стук шатунных подшипников;
- Стук поршней.
Диапазон рабочей температуры охлаждающей жидкости для данного агрегата составляет 95-103 градуса. Тем не менее, нередки случаи, когда двигатель до таких показателей просто не нагревается. Основная причина такого поведения мотора – неисправности термостата. Некоторым владельцам приходится выполнять его замену чуть ли не на регулярной основе. Всё это следствие низкого качества запчастей.
Другие встречающиеся неисправности этого двигателя
- Течи клапанной крышки;
- Износ составляющих системы охлаждения;
- Отказы системы впрыска на старых экземплярах;
- Обламывание креплений приёмной выхлопной трубы (лечится заменой стальных резьбовых соединений на латунные).
Двигатель очень распространён и пользуется заслуженной популярностью у многих автолюбителей. Его простота, ремонтопригодность и хорошая изученность, позволяет легко справляться с имеющимися недостатками и характерными неисправностями.
Завод-изготовитель официально заявляет о ресурсе в 150 тыс. км. Однако практика показывает, что многие экземпляры выхаживают глубоко за 200 тыс. км. Очень многое зависит от условий эксплуатации и внимания к обслуживанию.
Двигатель 21114/11183 (1.6 л. 8 кл.)
Агрегат является продолжением развития мотора с индексом 2114, а соответственно и своего прародителя 21083, который устанавливался на первое поколение семейства Спутник/Самара. Изменения коснулись, в основном, блока цилиндров. Увеличилась его высота, а соответственно и ход поршня. Рабочий объём возрос до показателя в 1.6 литра. Эксплуатационные характеристики в виде мощности и крутящего момента также увеличились. На практике это проявляется в виде улучшенной эластичности и большей тяговитости. Внесённые доработки позволили двигателю соответствовать экологическим нормам Евро-3.
Автовладельцы могут называть этот двигатель по-разному. Можно встретить такие наименования, как двигатель 2114 (по привычке с 8-клапанником Евро-2), «Калина», а также соответствующие официальным индексам 21114 и 11183. Отличия двигателей с этими двумя индексами в том, что их производили на разных конвейерных линиях.
Огромная схожесть с двигателем 2111, наделила данный агрегат и практически идентичными с ним проблемами и неисправностями. Всё также необходимо регулярно следить за состоянием клапанов и бороться с неравномерной работой.
Из неприятных индивидуальных особенностей – шумная работа похожая на звук дизеля. С остальными шумами дела обстоят также как и в моторе 2111.
Однако, несмотря на общие корни и проблемы, мастера отмечают, что 21114/11183 всё же чуть менее капризен. При этом, по-прежнему, отсутствует риск загнуть клапана при обрыве ремня ГРМ.
Схожи моторы и показателями ресурса. Так, производитель указывает 150 тыс. км до капитального ремонта, однако на практике показатели легко переваливают за 200 тыс. км, а иногда доходят и до 300 тыс.
Двигатель 21124 (1.6 л., 16 клапанов)
Мотор с индексом 21124 сменил на конвейере агрегат 2112. Шестнадцатиклапанная «четвёрка» увеличила объём до 1.6 л за счёт использования «высокого калиновского» блока цилиндров. Были выполнены доработки для соответствия экологическим нормам Евро-3. Благодаря этому, увеличилась тяга на низких оборотах, однако при этом он стал более спокойным по характеру. По сравнению с «двенадцатым» увеличилась шумность.
Была решена проблема, которой больше всего опасались владельцы шестнадцатиклапанника прошлого поколения с индексом 2112. Благодаря особой конструкции поршней с лунками, при обрыве ремня ГРМ клапана не погнутся. Это существенное преимущество по сравнению с «двенадцатым».
Благодаря наличию гидрокомпенсаторов, больше нет необходимости постоянно следить за тепловыми зазорами клапанов. Однако эти детали чаще всего являются причиной неприятных стуков из-под капота. Кроме этого причиной стука может стать проблема с давлением масла. При чём, показатели могут быть как ниже, так и выше нормы.
Ушедшая проблема с регулировкой клапанов сменилась новой. Рекомендуется следить за натяжением ремня ГРМ и каждые 15 тыс. км подтягивать его.
Встречаются и проблемы со стуками другого характера. Их можно назвать «фирменными» для ВАЗовских движков. Это стук коренных и шатунных подшипников, а также поршней.
Не обделён двигатель и другими «фирменными» неисправностями:
- Плавающие обороты;
- Двигатель «троит»;
- Глохнет на холостом ходу или в движении;
- Проблемы с температурой.
Все эти проблемы знакомы по другим агрегатам. Например, по тому же 2111. Корни у проблем общие, поэтому с решениями можно ознакомиться в соответствующем разделе данной статьи.
Если автомобиль не заводится вовсе, то проверку необходимо проводить по следующей схеме:
- Стартер и АКБ;
- Система зажигания;
- Система питания и бензонасос.
При проблемах с тягой, а конкретно с её снижением — следует проверить давление в топливной рампе, а также состояние форсунок. Возможно, забились их фильтры.
Характерной особенностью двигателя стала повышенная вибрация. Причин у этого может быть много. Среди них регулятор холостого хода, высоковольтные провода, свечи, лямбда-зонд. И это далеко не полный перечень. Для выявления причины потребуется качественная диагностика у опытного мастера.
Стандартные показатели ресурса от производителя в 150 тыс. км данный двигатель легко преодолевает. По опыту владельцев, большинство экземпляров легко выхаживают более 250 тыс. км. Кроме того, в негласном рейтинге эта модель двигателя считается одной из самых удачных у ВАЗа. Особенно актуально это становится для владельцев, предпочитающих тюнинговать и дорабатывать мотор своего автомобиля.
Двигатель 21126 «Приора» (1.6 л., 16 кл.)
Продолжением эволюции ВАЗовских 16-клапанников стал мотор с индексом 21126. Является развитием 21124, но с некоторыми изменениями. Среди них:
- Облегчённая ШПГ (шатунно-поршневая группа);
- Более качественная обработка поверхностей;
- Хонингование цилиндров с более жёсткими требованиями.
Привод ГРМ — ременной, с верхним расположением распределительных валов. Но в отличии от предшественника — при обрыве гнёт клапана. Существует радикальное решение данной особенности конструкции – замена поршней. Если же двигатель в стандартной конструкции, то просто необходимо внимательно следить за состоянием ремня. Тем более, что проблема с его ослаблением была решена установкой автоматического натяжителя. Также был заменён тип применяемого ремня.
Характерные неисправности
Если чувствуется потеря мощности, то чаще всего причины этого в таких явлениях:
- Потеря компрессии из-за прогоревшей прокладки ГБЦ;
- Износ стенки цилиндра;
- Износ поршневых колец;
- Прогорание поршня.
Следствием неустойчивой работы и отказа запускаться, может быть проблема с давлением в топливной системе. Кроме этого такие симптомы вызывают неисправности датчиков, подсос воздуха через негерметичные шланги либо их соединения, нарушения в работе ГРМ, либо же проблемы с дроссельной заслонкой.
Если двигатель явно «троит», то, прежде всего, необходимо проверить показатели компрессии, чтобы исключить проблему с прогаром клапана. Но чаще это вызвано неисправными свечами или неработоспособной катушкой зажигания. Иногда причина кроется в состоянии форсунок, а именно в степени их загрязнения.
Плавающие обороты – вполне типичная болезнь ВАЗовских 16-клапанников. Часто, вдобавок к этому, двигатель работает неравномерно. В таком случае, прежде всего, необходимо проверить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Если же он исправен, то вероятней всего причина в дроссельной заслонке. Необходимо её прочистить, а возможно и заменить датчик её положения (ДПДЗ). Заодно следует проверить и состояние регулятора холостого хода (РХХ).
Не обошлось на этом двигателе и без «фирменной» головной боли с термостатом. Всё также он становится причиной того, что двигатель не может прогреться до рабочей температуры. Однако, если на улице сильные морозы — возможно поможет дедовский способ с картонкой перед радиатором.
Некоторые характерные болячки других ВАЗовских движков перекочевали и на 21126 «Приора». Так, при обнаружении стуков под капотом, в первую очередь следует проверить состояние гидрокомпенсаторов. Чаще всего, виновниками неприятных стуков являются именно они. При этом стуки, которые связаны с коренными и шатунными подшипниками, а также поршнями, знакомые по другим моторам ВАЗа, также могут встречаться. Это уже серьёзная неисправность, которая чревата сложным ремонтом двигателя.
Мелкие проблемы, в виде отказа запускаться, чаще всего кроются в следующих неисправностях:
- Стартер и АКБ;
- Катушка зажигания;
- Свечи;
- Неисправности бензонасоса;
- Забитый топливный фильтр;
- Неисправный регулятор давления топлива.
Улучшив показатели технических характеристик, мотор 21126 всё же немного уступает своему предшественнику 21124 в надёжности. Хотя нельзя сказать, что уступает очень значительно. В основном это связано с усложнившейся конструкцией. Тем не менее, он является одним из лучших отечественных моторов, который к тому же вписывается в современные экологические нормы.
Заявленный ресурс составляет 200 тыс. км. По сравнению с официально заявленными ресурсами предшественников, он увеличился. Однако на практике старые моторы с более простой конструкцией ходят, в основном, дольше. Если же судить по отзывам о реальной эксплуатации, то в среднем реальный ресурс соответствует указанному производителем. Иногда может быть больше, иногда меньше. Многое зависит от условий эксплуатации и уровня обслуживания.
Отзывы владельцев
ВАЗ 2114 продолжил традиции, и как и его предшественник стал по-настоящему народным автомобилем. Одно время это было самое доступное предложение среди транспортных средств без пробега. Это позволило получить ему широкое распространение и занять достойное место среди других популярных ВАЗовских моделей.
Максим. Lada 2114 1.6 л. 8 кл., 2010 г.в. 180 000 км
Приобрёл машину в 2015 году. Пробег у данного экземпляра был достаточно приличным, но состояние хорошее. Остановился на варианте с 8-клапанным движком. Мощность для меня не так принципиальна, но они считаются гораздо надёжнее.
В целом пока это подтверждается. Подвела всего один раз. Когда температура опустилась ниже 30 градусов зимой — сдох аккумулятор. Но справедливости ради к самому автомобилю претензии предъявлять не совсем правильно.
Из ремонтных работ делал замену главного тормозного цилиндра и вакуумного усилителя. Также пришлось поменять практически все шланги под капотом. Недавно пришлось заменить радиатор печки. Остальное только расходники. Масло меняю каждые 6-7 тысяч, лью только синтетику. Многие выполняют это на гораздо больших пробегах, но я люблю перестраховаться. Тем более при качестве наших ГСМ это не будет лишним.
Из недостатков можно отметить качество запчастей. Родные запчасти с завода служат пусть и не безупречно, но в них есть какой-то запас прочности. Среди новых же очень много разного хлама и брака. И это при том, что стараюсь покупать как можно более качественные и не экономить. Тем не менее, срок их «жизни» очень мал. Это очень расстраивает и напрягает. Поэтому стал задумываться о продаже.
Андрей. Lada 2114 1.6 л. 8 кл., 2008 г.в., 150 000 км
Появился этот автомобиль у меня неожиданно. Присматривал временное второе авто в семью и остановился на таком варианте. Думал, что ненадолго, но получилось так, что проездил на нём пять лет. Всё из-за того, что пришлось продать свой основной автомобиль. При покупке пробег был около 65 тысяч.
По поводу впечатлений от владения говорить особо нечего. Простая и неприхотливая машина. Удобств минимум, но и хлопот она не доставляет. Минимум электроники и электрики, а вследствие этого достаточно надёжная.
Поломок, чтобы прямо встать в дороге у меня не было. Менял сцепление, три раза делал замену ремня ГРМ и роликов(по своему желанию). Из серьёзного больше ничего. Пару раз ездил на диагностику, так как движок не очень ровно работал. Один раз чистили дроссель, а во второй пришлось почистить форсунки. Также менял прогнивший глушитель.
Возможно, оставил бы как вторую машину на всякий случай, но уж очень активно стала гнить. Если бы не этот недостаток – поставил бы ей твёрдую пятёрку. А так лишь четыре с плюсом. Кто нуждается в простой рабочей машине на каждый день и при этом не слишком требователен – очень неплохой вариант. Главное найти не убитый и не прогнивший насквозь экземпляр.
Николай. Lada 2114 1.5 л. 8 кл., 2006 г.в., 120 00 км
Приобрёл в 2011 году с пробегом в 30 тысяч. Пробег действительно родной, несмотря на возраст. Могу утверждать это точно, так как машина была у товарища и всё время на виду. Три года ездил и горя не знал. Менял только расходники, ну и мелочёвку всякую. Но после того, как пробег перевалил за 100 тысяч поломки прямо посыпались.
Сначала перестала греть печка. Ну думал, что обычное дело: термостат или кран, но не всё так просто. Антифриз потихоньку убывал, но я думал что это из-под хомутов где-то, поэтому просто понемногу доливал. Всё оказалось намного серьёзней. Датчик температуры сломался и давал неправильные показания. То есть он показывал нормальную температуру, а по факту был перегрев. Активно не кипело, а по чуть-чуть. Соответственно антифриз понемногу уходил. В итоге от таких регулярных перегревов повело голову. И минус прокладка ГБЦ.
Потом сгорел блок ЭБУ. По непонятной причине. Есть мнение что просто прошивка кривая. В итоге пришлось заменить. Влетело, как говорится, в копеечку.
Ну и по мелочи всё как-то стало сыпаться. А качество запчастей вообще никакое. Хоть покупай заранее и по кругу всё переставляй. Поэтому на 120 тысячах продал. Возможно, мне просто попался неудачный экземпляр, ведь многие и за 200 тысяч спокойно катают. Но надо уточнить сколько вкладывают в ремонт. Меня такие постоянные затраты не устраивали, поэтому решил продать.
Если судить до пробега в 100 тысяч, то всё вполне достойно, за исключением коррозионной стойкости. После – большая лотерея. Машина подойдёт тем, кто любит и умеет ковыряться сам. На сервисах получается уж очень дорого.
Анатолий. Lada 2114 1.6 л. 16 кл. (89 л.с.), 2007 г.в. 135 00 км
Приобрёл в 2010 году с пробегом 40 тыс. Были незначительные косяки, такие как вибрации ручки КПП и другое по мелочи. Но в целом машинка приглянулась, плюс подтверждённый малый пробег. На 45 тысячах у меня порвался ремень, но этот движок такого не боится, поэтому клапана остались целыми. Вообще за состоянием ремня тут нужно следить особенно. Регулярно подтягивать и не перетягивать. Также не стоит скупиться на замену роликов. Если экономить, то в итоге какой-то может заклинить и придётся заново всё менять.
Заменил стартер. Говорили, что можно перебрать, но мне как-то стало лень этим заниматься. Из серьёзного больше ничего и не было. Остальное плановые ремонты или профилактические работы. Чистил форсунки, барахлили какие-то датчики. Но с этим быстро справлялись на СТО. Другие мелкие поломки устранял сам.
Стоит особо отметить динамику. Машинка лёгкая, поэтому едет очень резво. Многие дорабатывают движок, ставят другие распредвалы и т.д. Лично для меня и этого было достаточно.
Если думаете покупать или не покупать, то спросите сами себя, готовы ли вы самостоятельно заниматься машиной. Ведь всё-таки за такой машиной необходимо следить. Как говорят «быть с руками», иначе на сервисе можно потратить достаточно много денег.
Из явных минусов отмечу низкое качество новых запчастей и то, что машина сильно гниёт. Если не обрабатывать антикором — в крупных городах достаточно быстро появляются очаги коррозии.
Во всём остальном простой и достаточно надёжный автомобиль. Удобств в нём минимум, но своих денег он стоит.
Почему нет никакой информации о 1.5 16v?