Процедура выставления колес является заключительным этапом при сходе нового автомобиля с конвейера и отправки его на тестовый трек с дальнейшим распределением по автосалонам. Приобретая новую машину, покупатель уверен в том, что ему не придется в ближайшее время посещать СТО. Но в рекомендациях часто звучит о необходимости заехать на стенд для проверки углов буквально в первую тысячу-полторы пробега.
Так нужно ли делать развал-схождение новому авто? Безусловно да, в начале эксплуатации происходит усадка всех кузовных деталей, сварных швов и точек, центровка сайлент-блоков и резино-металлических втулок и опор. Это ведет к тому, что может нарушиться заводская установка, у некоторых авто немного (даже может остаться в пределах нормы), но могут быть довольно сильные изменения, уже приводящие к последствиям.
- Что такое развал-схождение
- Прямолинейность движения
- Неоправданно повышенный износ покрышек
- Устойчивость и управляемость
- Диагностический критерий
- Какие параметры относятся к развал-схождению
- Кастор (часто нерегулируемый)
- Развал
- Схождение
- Памятка по выполнению процедуры «развал-схождение»
- Отзывы автовладельцев
Что такое развал-схождение
Правильно заданные углы установки колес определяют важнейшие ходовые качества транспортного средства:
Прямолинейность движения
- увод автомобиля в сторону чрезвычайно опасен в некоторых случаях. Например, на мокрой или скользкой дороге даже при небольших скоростях есть вероятность заноса или сноса при чрезмерном подруливании. Это обусловлено тем, что водителю приходится, если машину «ведет» влево, постоянно подруливать или держать натяжения руля вправо и при нестандартных ситуациях (яма, внезапное препятствие или пешеход) резкое выруливание заканчивается заносом. Такая ситуация может произойти от неравномерного распределения действующих сил на подвеску;
- нагрузка и повышенный износ рулевого управления. Сейчас практически все автомобили оснащены гидро или электро-усилителями руля и если авто «тянет» в сторону, постоянно излишне нагружен один контур системы;
- сохранение вектора движения при экстренном торможении. Один из важнейших параметров безопасности, так называемый «последний шанс» дающий или вовсе избежать столкновения, или же выбрать вариант с минимальным ущербом.
Неоправданно повышенный износ покрышек
- на самом деле есть и оправданный износ шин. В автоспорте применяется прием, когда после замены стоек на газовые принудительно изменяют угол установки колес на круто отрицательный. В гражданском транспорте также, практически все выпускаемые автомобили имеют отрицательный развал. Это делается для увеличения устойчивости автомобиля, жертвуя небольшим износом внутренней стороны шины, который компенсируется перестановкой колес по заданной схеме;
- неправильное схождение способно «сожрать» резину за считанные километры. Существует множество случаев, например, когда таксисты оставляют авто на ремонт ходовой в автосервисе, где нет услуги «развал-схождение» забирают в конце рабочего дня и отправляются на смену — итог закономерен, износ до корда и полная замена покрышек;
- установка неоригинальных и откровенно некачественных запчастей может повлиять на изменение установочных углов в процессе эксплуатации. После выполненного ремонта ходовой части возможны смещения резино-металлических изделий от центра и соответственно — нарушение геометрии колес.
Устойчивость и управляемость
- углы установки колес влияют также и на эти параметры, например это скорость и усилие возвращения рулевого колеса. При несоответствии заводским показателям руль буквально может вырвать из рук, при переходе из крайнего положения в прямолинейное;
- устойчивость при маневрах или обгоне также обеспечивается рекомендуемыми углами. Обгон обычно сопровождается резким набором скорости и одновременным изменении вектора движения. Этот момент является самым опасным, так как меняется конфигурация неподрессоренной массы автомобиля и можно легко «свалиться» в снос или занос. Одним из факторов по которым «VAG» создал свою знаменитую многорычажную подвеску и является этот момент: способность противостоять силам, возникающим при переходных состояниях движения.
Диагностический критерий
- современные компьютерные стенды способны рассчитывать и измерять не только углы установки колес, но и полную геометрию кузова. Это полезно при покупке подержанного автомобиля, когда можно определить не только была ли машина в аварии, но и усталостные изменения металла в несущих конструкциях и лонжеронах;
- при восстановлении аварийных авто полезно загнать его на стенд перед покраской, возможно кузовные мастера не попали в допуск и необходимо будет «перетяжка» кузова;
- возможны улучшения характеристик раритетных автомобилей без уменьшения аукционной или коллекционной стоимости;
Какие параметры относятся к развал-схождению
Существует еще как минимум несколько установочных (иногда нерегулируемых, но требующих проверки) углов колес, но основных все же три:
Кастор (часто нерегулируемый)
- продольный угол наклона колес (визуализация — передняя вилка колеса мотоцикла, она всегда не перпендикулярна земле, а немного под наклоном в несколько градусов). Влияет на стабилизацию движения при поворотах и прямолинейность хода (если кастор разный с каждой стороны, будет увод автомобиля в сторону меньшего). В большинстве случаев устанавливается с завода и нерегулируемый, может меняться при аварии, попадание в яму или люк, боковых ударов (наезд на бордюр и т.д.). Кастор всегда меняется на отрицательный при «лифтинге» автомобиля (поэтому поднятые авто хуже управляются). Возможны восстановления кастора некоторых моделей, после замены шаровой опоры на ремонтную (с расточенными крепежными отверстиями) или подбором регулировочных шайб (ВАЗ, некоторые модели Мерседес, БМВ и т.д.);
- на износ резины не влияет, но делается в первую очередь, так как меняет показатели развала и соответственно схождения.
Развал
- существует положительный (при определенной конструкции подвески (Жигули, Татры и т.д.);
- нулевой, зачастую встречается на старых авто и на подвеске задних колес;
- отрицательный, практически на всех современных авто и спереди и сзади.
Часто устанавливается кондуктором с завода и считается нерегулируемый на многих моделях. Но на некоторых успешно регулируется и спереди и сзади, путем подбора регулировочных шайб, поворотом болтов со смещенным центром или установкой ремонтных деталей (опоры, шаровые и т.д.). На переднеприводных ВАЗ после замены стоек всегда обязательно регулируется кастор и развал.
Схождение
- самый основной параметр в ходовой части, главный источник проблем при неправильной или сбитой регулировке. Это и износ резины и «визги » на поворотах, трудное управление и хаотичное движение на дороге, а иногда и вообще — невозможность передвижения (такое иногда случается у неопытных мастеров после замены стоек и рулевых наконечников);
- схождение зачастую является единственной регулировкой в подвеске, но на нем сказывается любое изменение конфигурации (будь то капитальный ремонт ходовой или внешнее воздействие);
Памятка по выполнению процедуры «развал-схождение»
Отправляя машину на ремонт ходовой части и подвески нужно отвечать на вопрос не о том — «нужно ли делать развал-схождение», а скорее «где сделать развал схождение после замены стоек или шаровой». Существует масса вариантов, от гаражных кооперативов со штангенциркулями и рулетками, частных мастерских с простыми лазерными или оптическими стендами до серьезных СТО с компьютерами и или даже дилерские станции с профессиональным оборудованием. Тут уже все зависит не от «хотелок» владельца, а скорее от самого автомобиля. Если необходима только регулировка схождения можно рискнуть и отправится в кооператив к «дяде Васе», если у вас старенький жигуль, также можно довериться допотопному оборудованию. Но если у Вас авто с претензией на «люксовость» и с кучей регулировок, возможно Вам придется работать на одну резину и покраску из-за неправильного выбора.
Существует определенная последовательность действий при проведении правильной регулировки развал-схождения. Рассмотрим поэтапно выполнение на самом сложном, компьютерном стенде (что должен сделать мастер):
- Внешний осмотр. Визуальная оценка состояния резины, соответствие размеров и однотипность. Если «съедена» одна сторона, оговаривается эффект увода в сторону автомобиля, даже при идеальных показателях. При несоответствии резины с рекомендуемой мастер снимает с себя гарантию за выполнение. При разноразмерности колес на одной оси процедура отменяется.
- На подъемнике выполняется проверка передней и задней ходовой части на отсутствие люфтов и деформаций элементов подвески. При наличии недопустимых люфтов регулировка бессмысленна.
- Если все нормально, проверяется давление в шинах и осуществляется поиск необходимых параметров для данной модели (обычно уже есть в базе данных, но не всегда).
- Затем навешиваются датчики и производятся замеры, оценивается результат и анализируются дальнейшие действия. Зачастую бывает, что параметры сильно не в допуске, а развал и кастор не регулируется, тогда необходима консультация кузовного мастера и сварщика.
Выполняется регулировка:
- Сначала выясняется нужна ли нагрузка на ось (во многих моделях параметры указаны при определенной нагрузке) и выставляется идеально ровно рулевое колесо (есть даже специальный прибор). На некоторых автомобилях, если неправильно выставить руль, не будет работать система курсовой устойчивости и еще некоторая электроника, связанная с безопасностью;
- Задний развал и заднее схождение (разумеется, если есть возможность);
- Передний кастор обеих колес (если параметры не приведены, то просто желательно сделать углы одинаковым);
- Развал передних колес справа и слева;
- Проверка центровки руля и выполнение схождения с обеих сторон.
После выполнения всех действий желательно «утрясти» авто на подвижных чашах и произвести контрольный замер с расчетом геометрической оси движения. При отсутствии износа резины и осью с отклонением менее 1 градуса автомобиль будет двигаться идеально ровно.
Очень часто при выполнении процедуры оказываются «закисшими» регулировочные болты и резьбы. Слесарные работы по устранению могут быть очень длительными и затратными, поэтому рекомендуется напоминать мастерам о необходимости ревизии регулировочных соединений после замены стоек или шаровых.
Отзывы автовладельцев
Регулировка развала и схождения является заключительным этапом любого вмешательства в ходовую часть любого транспортного средства. Если не отнестись к этому серьезно, можно свести на «нет» все затраты связанные с ремонтом. Возможно, отзывы автовладельцев помогут понять каким услугам отдать предпочтение, какой выбрать стенд и кому доверить сложную процедуру.
- Илья. Донецк. Являюсь владельцем старенького Мерседеса 90-х годов. Замучил износ резины задних колес, много покатался по автомастерским — везде предлагали регулировку только передних колес. Пришлось ехать на фирменное СТО. Там повесили 4 датчика и оказалось сбитое схождение на обеих сторонах сзади. После регулировки все пришло в норму. Интересной особенностью оказалось возможность поднятия заднего клиренса автомобиля с помощью заводских ремонтных вставок, которые также влияли на задний развал колес. Вот так за один заезд решил две проблемы.
- Сергей. Елец. ВАЗ — 21099. Наслушавшись советов в интернете, решил сделать спортивный развал на своей ласточке. Мастера конечно отговаривали, но я настоял. Покатавшись с недельку пришлось возвращать все на место, так как ездить стало некомфортно. Управление стало тугое, руль так и норовил выскользнуть из рук на поворотах. Да и за неделю стал виден повышенный износ резины.
- Наталья. Санкт-Петербург. Шевроле Авео. После того, как попала в люк колесом, машинка стала «визжать» на поворотах и трудно крутился руль. Мастера сказали что погнулся какой то рычаг и надо делать развал-схождение. После ремонта стало еще лучше чем было, до развала рулевое колесо стояло криво и закрывало обзор приборной панели. Сейчас все стало ровно, я вижу скорость и даже включенный поворотник.
- Антон.Саратов. Альфа Ромео 146. Перебрал полностью ходовую и сделал развал. После 3 000 км обнаружил съеденную резину. Обратился с претензиями на СТО, где производился ремонт. Машину загнали на стенд и работник сказал что он если бы захотел сделать такой кривой развал, у него бы не получилось. Начали разбираться и нашли сильно смещенные верхние опоры стоек. Некачественные запчасти = повторный ремонт + комплект резины.
- Максим. Симферополь. VW Jetta. Брал машину «немного» Б/У и не обратил внимание на увод в сторону. Прежний владелец списывал это на приспущенные колеса. После нескольких месяцев эксплуатации устал держать руль двумя руками. Посоветовали компьютерный стенд развала схождения. Диагноз меня расстроил — автомобиль был в серьезной аварии, поведен весь кузов и задняя балка. Ремонту не подлежит. Придется искать еще одного»клиента».