Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), внес революцию в автомобилестроении, и позволил проектировать и создавать переднеприводные и полноприводные автомобили, не уступающие по скоростям и маневренности классическим.
Шарнир позволяет передавать крутящий момент, на управляемые колеса, не снижая интенсивности движения. ШРУС, является самой трудноизготавляемой деталью автомобиля, из – за особой, большой точности исполнения и при выборе производителя, важно учитывать эту особенность (китайцы, например, не достигли еще уровня изготовления, этой детали).
Применение
На всех переднеприводных автомобилях ВАЗ (ВАЗ 2108, 2109, 21093, 21099; ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115; Калина ВАЗ 1117, 1118, 1119; Приора ВАЗ 2170, 2171, 2172; Гранта ВАЗ 2190, и их модификаций), установлен шарнир равных угловых скоростей, причем есть наружный ШРУС и внутренний. Расположены шарниры, на обоих концах приводов и при выходе из строя, возможна замена одного из них. Наружные шарниры — взаимозаменяемые, внутренние — также можно ставить на любую сторону.
Признаки неисправности
Неисправность шарнира, довольно специфическая, и легко определяется. Основным признаком выхода из строя наружного шарнира, является стук (хруст) на поворотах и при развороте, проходящий при движении прямо.
Внутренний ШРУС, проявляет себя, наоборот, стуком при прямолинейном движении.
Снятие ШРУС
После того, как была определена сторона и место неисправной «гранаты», можно приступать к замене.
— сливается масло с коробки передач;
— срывается центральная гайка крепления привода к ступице (необходимо приложить значительное усилие, так как большой момент затяжки);
— поднимается нужная сторона и снимается колесо;
— открутить два болта крепления шаровой опоры и отведя стойку в сторону, вывести «гранату» из ступицы;
— используя монтировку, отщелкнуть внутренний ШРУС и вытащить привод наружу;
Замена
Прежде всего, необходимо закрепить ШРУС в тисах и уже после этого можно приступать к замене:
— снять и убрать хомуты крепления пыльника;
— разрезать и убрать резиновый пыльник;
— вытереть и убрать старую смазку;
— используя латунную (алюминиевую) наставку, упереть ее во внутреннюю обойму шарнира, и резким ударом молотка сбить гранату с привода;
— снять и заменить на новое — стопорное кольцо с привода;
Установка:
— надеть на привод, правильной стороной новый пыльник;
— смазав шлицы, набить новую «гранату» на привод, используя наставку из мягкого металла и следя, чтобы защелкнулось стопорное кольцо;
— набив пыльник и гранату смазкой (обычно идет в комплекте, но если нет, необходимо использовать «ШРУС-4», в количестве, что бы полностью забить место, но и не дать порваться пыльнику от лишней смазки)
— одеть пыльник на гранату, защелкнуть новые хомуты;
— проверить ШРУС на закусывание, энергично покрутив его во всех направлениях и тем самым разогнав смазку по шарниру;
Установка
Перед установкой, желательно осмотреть сальник привода в коробке, если есть подтекание, удобно заменить его сейчас, когда привод снят. Направив привод в шлицы дифференциала, достаточно резко толкнуть его, чтобы защелкнуть стопорное кольцо. После этого можно завести ШРУС в ступицу и собрать подвеску. Затягивать центральную гайку следует моментом не менее 23 кгс\м, что достаточно большое усилие (примерно, рычаг должен быть 1.5 м).
Залить масло в коробку до уровня.