Во всех бензиновых ДВС, находится система зажигания, и часто ее дефекты, не дают возможности нормально работать, или даже запускаться двигателю.
Система зажигания состоит из исполнительной (высоковольтной) части и управляющей (низковольтной) системы, которая отвечает также за опережение зажигания.
Высоковольтная часть состоит из:
- катушка (или модуль) зажигания;
- провода высокого напряжения (бронепровода);
- свечи зажигания;
Низковольтная часть состоит из:
- коммутатора (блока управления);
- датчика отсчета оборотов, индукционного или на эффекте Холла;
- распределителя зажигания;
В старых системах использовался механический (вакуумный) способ регулировки опережения угла зажигания, в современных системах используют электронный расчет опережения.
Неисправности в системе зажигания
При отсутствии искры, в первую очередь необходимо проверить:
- на контактных системах, наличие искры на контактах;
- на электронных – исправность и наличие сигнала с датчика оборотов (датчик коленвала или распредвала);
- наличие питающего напряжения на коммутаторе, блоке управления, а также катушке (ах) зажигания;
- целостность высоковольтных проводов;
- целостность керамических деталей (крышки трамблера, «бегунка» и т. д);
- свечи зажигания;
- исправность электронных блоков управления;
При пропусках воспламенения, причины надо искать, прежде всего, в высоковольтной системе. «Утечки» напряжения в бронепроводах, свечах, катушках.
Также высоковольтная часть может быть причиной «троения» или «подтраивания» мотора, «стрельбы» в воздушный фильтр или в глушитель (особенно автомобили с ГБО), плохого запуска, как на холодную, так и на горячую.
Самым оптимальным способом диагностики различных систем зажигания, считается снятие осциллограмм, с первичных и вторичных цепей искрообразования. По осциллограмме можно определить практически все виды неисправности системы зажигания, такие как:
- пробой бронепровода;
- межвитковое замыкание катушки;
- отсутствие или искаженный сигнал с датчиков и коммутатора;
- дефект свечей зажигания;
К сожалению, без осциллографа, устранить неисправность можно только методом подмены деталей, на заведомо исправные.
Есть, конечно, и другие «народные» методы, они конечно не достаточно эффективны, но с их помощью можно определить с какой детали стоит начать замену, например:
- В темное время суток открыть капот на заведенном автомобиле, если будет виден эффект «северного сияния», то есть свечения «бронепроводов», их нужно заменить.
- Визуальный осмотр свечей на наличие ферритизации изолятора электрода (появление красного токопроводящего налета на изоляторе свечи, из-за низкокачественного топлива, с большим содержанием металлов и ферроцена) и появлению пробоев, в виде токовых дорожек.
- Осмотр крышек трамблера и распределителя зажигания на наличие трещин и пробоя.
Совет
Никогда не проверяйте наличие искры в электронных системах зажигания, сняв высоковольтный провод со свечи. С высокой долей вероятности выйдут из строя, сама катушка, электронный блок управления или коммутатор.
На контактных системах зажигания, допускается чистка контактов надфилем или пилочкой, с последующим восстановлением зазора.