Лучшим ответом на вопрос о необходимости балансировки коленчатого вала будет тот установленный факт, что она позволяет увеличить мощность двигателя и продлевает его ресурс. Нарушение же балансировки напротив, негативно сказывается на мощности, приводит к перерасходу топлива и может привести к сокращению срока службы всего автомобиля.
К возникновению дисбаланса могут привести несколько причин. Это неоднородная структура материала, из которого изготовлены детали, отклонение от стандарта при их изготовлении, возникновение люфта в соединениях деталей и ряд других причин.
Особенностью балансировки новых коленчатых валов, устанавливаемых в двигатели отечественных автомобилей, является необходимость в некоторых случаях просверливать дополнительные отверстия в маховике. Трудно предположить, как после балансировки изменится вибрация, если на старый вал устанавливается старый маховик с отрегулированной массой – она может даже возрасти. Поэтому здесь рекомендуется специальный метод балансировки коленчатого вала – так называемая модульная сборка, при которой все детали узла (вал, маховик и другие) балансируются отдельно.
Особенно сложна эта операция при работе с несимметричными коленчатыми валами (например, от двигателей с нечётным количеством цилиндров). Всё дело в зависимости, у таких валов, массы противовесов от массы шатунно-поршневой группы, поэтому при установке на обычный балансировочный станок нестандартный коленвал может слететь с опор. Для предотвращения этого применяются компенсирующие втулки, масса которых рассчитывается по специальной формуле. К сожалению, специалистов, способных с высокой точностью провести необходимые расчёты, не так много. Во избежание нежелательных последствий, не рекомендуется нарушать целостность узлов и механизмов.
Если говорить о положительных моментах, связанных с балансировкой, то можно отметить, что в среднем на 12% возрастает мощность двигателя, а расход топлива уменьшается примерно на 5%. Вдобавок к этому, снижается вибрация и устраняется течь заднего сальника.
В зависимости от методов и деталей, к которым она применяется, балансировка может быть статической или динамической. Причём второй вид более сложный, имеет несколько различных вариантов, для выполнения каждого из которых существует свой станок.
Необходимость в балансировке коленчатого вала возникает после всевозможных деформаций или его шлифовки после различного рода повреждений. На современном оборудовании остаточный дисбаланс коленвала массой до 10 кг после проведения балансировки не превышает 20 г.