Выбор типа зимней резины: шипованная и фрикционная

Выбор типа зимней резиныКаждому, кто хоть раз покупал зимнюю резину, а таких, хотелось бы надеяться, подавляющее большинство, знакомы муки выбора между шипованной покрышкой и так называемой «липучкой». Последняя получила широкое распространение в Европе, где автомобильной безопасности уделяют немалое внимание, однако насколько обосновано ее применение в наших дорожно-климатических условиях?

Европейская зима напоминает нашу позднюю осень – холодную, противную, но самое главное – сухую и бесснежную. Действительно, в таких условиях шина без шипов демонстрирует себя великолепно, однако мы берем резину не на осень, и даже не для переезда в Европу, поэтому давайте поговорим предметно.

Зимняя «управляемость»

«Мороз и солнце» и, конечно, снег – за это и любит зиму большинство людей. И именно за это ее не следует любить водителям.

Во-первых, скапливающийся на проезжей части снег довольно быстро превращается в прочную корку, а затем и в лед. Обе эти поверхности схожи по свойствам – они чрезвычайно скользкие, притом, снег еще и не стабилен: он может трескаться, срываться. Одним словом, картина не самая радостная. Во-вторых, при падении температуры воздуха автомобильная покрышка также меняет свои свойства. Разработанная для теплых летних условий резиновая смесь «дубеет», пятно ее контакта с дорогой уменьшается, в результате чего сцепление падает. В третьих, яркое зимнее солнце в течение дня прогревает поверхность дороги, образуя на без того скользкой поверхности тонкий слой воды.

Говорить о полном контроле автомобиля в таких условиях вряд ли будет уместным. Скорее речь пойдет о том, как сохранить максимум от былой летней управляемости. Пойдем по порядку.

Грубая сила: шипы

Роль шипа в зимней покрышке состоит в том, чтобы разрушать снежно-ледовую поверхность, «вгрызаться в нее», обеспечивая машине сцепление. Наверняка, все замечали, что каждый шип на протекторе размещается в отдельном посадочном гнезде. Сделано это специально – в момент, когда шип попадает на дорогу, окружающая его пластичная резина продавливается, позволяя ему выступить наружу, за счет чего достигается двойной эффект – параллельно с разрушающим воздействием шипа сохраняется максимальное пятно контакта покрышки.

Таким образом, гибкость применяемой резины играет огромную роль. Если она не среагирует на давление, то выступ шипа будет слишком мал для достижения достаточного эффекта. При этом использовать слишком мягкую резину производители также не могут – она попросту не удержит корпус шипа. Особенно печально все выгляди при температуре за -20: пригодная для удержания шипа резиновая смесь становится настолько твердой, что тормозной путь ее начинает стремительно расти.

Технологичное решение: липучка

Липучка, а иначе говоря, фрикционная шина, действует несколько иначе – она не разрушает снежно-ледовую корку, а пытается «ухватиться за нее». Для достижения обозначенной цели при производстве фрикционных шин применяют резиновую смесь, сохраняющую эластичность даже при температуре ниже -25 градусов.

Рисунок протектора в данном случае также имеет ряд особенностей: на ламели и плечевую область наносится множество бороздок, обеспечивающих эффективный отвод воды и снега из рисунка протектора, при этом поверхность боковых сторон ламелей – идеально гладкая, что не позволяют снегу задерживаться в углублениях.

Шипованная или фрикционная?

Поскольку с основными особенностями обоих типов зимних покрышек мы разобрались, то самое время определиться, что же подойдет именно для нашего случая. Исходя из позиции инженеров Nokian, главный критерий – это индивидуальные предпочтения в вождении, однако безоговорочно согласиться с ними нельзя. Может для Финляндии все обстоит именно так, однако у нас в стране не меньшую, а возможно даже и большую роль играют дорожно-климатические условия.

С одной стороны – это обильные снегопады, после которых дорога покрывается укатанной снежной коркой. На таком покрытии эффективность торможения шипованных шин может превышать показатели их тихих конкурентов почти на 90%.

фрикционная зимняя резина

С другой стороны – на улицах наших городов снег убирают не только с помощью спецтранспорта, но и путем применения химических реагентов, которые не только активно растворяют замерзшие осадки но и покрывают дорожной полотно тонкой жирной пленкой. Для мягкой резины такие условия особых проблем не создают, чего нельзя сказать о шипованных шинах. Изготовленные из металла шипы великолепно скользят по масляной пленке, увеличивая длину тормозного пути в среднем на 10%.

Казалось бы, городской житель должен предпочесть более комфортную и безопасную для городских улиц «липучку», однако все не так просто. Вряд ли хоть один город в нашей стране вправе похвастаться дорожной сетью, полностью свободной от снега, поэтому и быть уверенным в том, что за следующим поворотом не ждет ледяная корка или снежное полотно, категорически не следует. Как видите, несмотря на тишину фрикционных покрышек, они не гарантируют стабильного сцепления, вынуждая водителя постоянно контролировать состояние дорожного полотна, быть в напряжении, так что о комфорте здесь говорить не совсем уместно.

А что до европейской популярности липучек, то вызвана она, прежде всего, полным или частичным (зависит от конкретной страны) запретом на шипы, а никак не стремлением к безопасности.

Оцените статью
Добавить комментарий