Механика или автомат – вопрос философский

Сразу замечу – я являюсь горячим и преданным поклонником механической коробки передач. Как минимум потому, что для меня автомобиль, оснащенный автоматом, теряет часть своего очарования. Если можно так выразиться, снижается чувство механизма. А это на мой взгляд, очень важное чувство. Ведь дорога еще не превратилась в компьютерную игру.

Механика или автомат – вопрос философский

Конечно, глупо было бы отрицать удобство управления АКПП при езде по городу в непрерывных пробках. Правая нога, работающая газ-тормоз, устает несоизмеримо меньше, чем левая, если приходится постоянно работать сцеплением при наличии МКПП. Зато, какое удовольствие, «бросив» рукоятку переключения передач в положение 3-ей выслать машину на обгон (есть же еще места в России, куда не дотянулась вездесущая камера).

Большинство начинающих водителей, испытав проблемы при трогании с места, приобретают стойкое отвращение к педали сцепления. Эта злосчастная педаль начинает им казаться совершенно лишней. Особенно теперь, когда даже на сравнительно недорогих авто АКПП появляется в качестве опции. Помню, еще в незапамятное время, катаясь с папой на «Жигулях», я удивлялся, почему это водитель должен уступать пешеходу, ведь водителю сложнее тронуться с места??? Только потом, когда установилась стойкая «нервно-мышечная» цепочка между педалями и рычагом МКПП, я понял всю нелепость этого вопроса. На самом-то деле, тронуться не сложнее, чем повернуть ключ зажигания.

Механика или автомат: что лучше?

Опять же, маленькая деталь, если сравнивать механику и автомат. Спору нет, при наличии АКПП достаточно перенести ногу с тормоза на газ и автомобиль поедет. На ровной поверхности, или немного с уклоном вперед достаточно слегка ослабить тормоз, чтобы автомобиль поехал. Правда, есть одно «но». Речь идет о мало изношенной, качественной АКПП дорогого автомобиля. Например, Мерседеса. Если автомобиль вполне подержанный, к тому же принадлежит к бюджетному сегменту, вполне возможно, что при снятии ноги с тормоза, он даже и не подумает тронуться. Далее надо очень аккуратно тронуть педаль газа. Иначе, легкий прыжок, и вы в чужом бампере.

Единственным преимуществом АКПП, которое невозможно оспорить, это удобство движения в пробках. Но разве к пробкам мы себя готовим, покупая автомобиль. Разве не стремимся мы выбрать «правильные» маршруты, избегать часов пик, когда это возможно. Получается, что в данном случае мы заведомо смиряемся с невыносимыми порой условиями городской езды.

Кроме всего прочего, наличие АКПП придает автомобилю некоторую элитарность. На машинах представительского класса вы найдете механики. На машинах среднего класса в богатой комплектации вы также механики не увидите. Изредка можно обнаружить МКПП на дорогих спортивных авто, но такой вариант все равно отходит в прошлое. Возможность ручного переключения, всевозможные режимы, возросшее быстродействие делают АКПП полноправным агрегатом для активной езды. И все же повторюсь, все это относится к автомобилям, цена которых порой сравнима с ценой квартиры в Москве.

Если же говорить о массовой продукции, то нередко от водителей, пересевших с подержанной иномарки сравнительно высокого класса на нечто новое, но более доступное, можно услышать: «Вот у меня на прежней ласточке все работало как по маслу, а теперь на новой АКПП «пихается» (т.е. ощущаются неприятные толчки при переключении передач)!!!»

С механикой другие жалобы. Может не нравится длинноходность рычага, нечеткость переключения передач (т.е. трудно уловить нужное положение рычага для конкретной передачи), затрудненное включение. Насколько эти факторы оказываются раздражающими, зависит от требовательности водителя к комфорту, но, как видите, и при наличии АКПП есть, к чему придраться.

Механика или автомат: что лучше?

Ну, а о том, как работать педалями, если автомобиль забуксовал в сложных дорожных условиях, порой пишут отдельные статьи. И здесь механическая коробка имеет неоспоримое преимущество. Слаженно работая педалью газа и сцеплением, намного проще выбраться из плена, раскачивая машину. Ведь с АКПП процесс освобождения приходится четко делить на фазы: вперед, затормозил до полой остановки, назад, снова тормоз. Таким образом, мы не можем обратить себе на пользу эффект маятника.

Если говорить о ремонте. Конечно, хочется забыть об этом неприятном моменте. Ограничиться заменой масла в моторе, фильтров и тормозных колодок, но увы, в автомобиле есть объективно изнашиваемые детали. Подшипники, сайлент-блоки… Есть такие детали и в коробке передач. Поверьте, в АКПП их намного больше. И ремонт коробки автомат, например в Санкт-Петербурге, обойдется намного дороже. Если для МКПП объективной является замена сцепления при пробеге, скажем в 100 тысяч со снятием коробки, то ремонт АКПП, в результате износа потребует не только снятия коробки, но и значительной ее переборки (даже в случае простого износа фрикционных элементов, а не поломки).

Не хочется выглядеть противником прогресса. Но задумайтесь… Люди придумывают для себя все больше и больше функций комфорта. Казалось бы, пытаются облегчить себе жизнь. Вместе с этим теряют одно из умений. Притупляют очередное чувство. Может и нелепо жалеть о тех временах, когда и опережение зажигания водитель регулировал рукояткой на руле, но, вы как хотите, а я пока поезжу на механике. Благо, производители автомобилей еще не ликвидировали МКПП, как класс!

Оцените статью
Добавить комментарий